В 30-е годы
Потребность в квалифицированных кадрах была необычайно высокой. На 130 человек был один телефон в Томске. Чтобы получить требуемый номер приходилось ждать 3-5 минут, а после разговора телефон оставался не разъединенным еще 20-30 минут. Почта и телеграф работали с перебоями, радио в городе еще было редкостью, да и уровень трансляции очень низкий.
Сформированный коллектив педагогов хорошо понимал, какая огромная ответственность на него возложена, трудились с огоньком, творчески.
Преподаватель телеграфного дела ЯРОВ СЕМЕН НИКОЛАЕВИЧ изготовил телеграфные аппараты типа Морзе упрощенной конструкции, приспособления для изготовления капсулей для телеграфов, вместе с другими мастерами освоил изготовление токарных станков, которых так не хватало.
Выпускник 1938 года, участник Великой Отечественной войны, инженер связи на п/я 7 (Северск) ФРОЛОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ спустя полвека хорошо помнит своих учителей: «Я помню многих преподавателей, но Ярова Семена Николаевича особенно. Он выделялся своим профессиональным мастерством и богатым опытом воспитателя. Хотя ему тогда было60 лет, он сохранял выправку военного моряка. Мы ни разу не слышали, чтобы он на кого-то повысил голос. Но был требовательным, старался привить нам навыки культуры производства. Не боялся Семен Николаевич никакой работы. Большинство станков и приборов изготовлены лично им». В те годы учили ребят БАРАНОВ ВАЛЕРЬЯН ПАВЛОВИЧ – азбуке Морзе, ЗАВАХИН ГЕРМАН КОНСТАНТИНОВИЧ – электротехнике, САМСОНОВА АННА ИВАНОВНА – русскому языку.Это они создали неповторимую атмосферу дружбы и взаимопонимания всего коллектива. Именно с этого времени каждый работающий в училище считает своим делом учить ребят не только профессии, но и доброте, человечности, уважению к людям, трудолюбию. Это стало традицией.
На это поколение выпускников выпала тяжелая доля – война, восстановление разрушенного народного хозяйства, напряженный труд и учеба по повышению квалификации. Их судьбы очень схожи.
Выпускница 1935 года АСТРАТОВА (КОРЖЕНКОВА) УЛЬЯНА ТРОФИМОВНА – 47 лет работы в связи. «Я по призванию стала телеграфисткой и в училище пошла, чтобы обрести эту профессию», - так убежденно говорила она. Удивительные подробности помнит Ульяна Трофимовна, о времени учебы, спустя полвека помнит учителей, друзей, как проводили свободное время. В 1941 году уходит добровольцем на фронт и служит в 63-м отдельном полку связи телеграфисткой, в штабной батарее артиллерии 2-й Гвардейской армии Сталинградского фронта.
Вернувшись с фронта, работала телеграфисткой смены, отдела, затем переведена в Северск на телеграф. Ульяна Трофимовна имеет много боевых и трудовых правительственных наград. В январе 1987 года она написала для музея училища воспоминания о своем участии в ВОВ.
Ремесленные училища
2 октября 1940 года Указом президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» отмечалось три типа учебных заведений: ремесленные училища (РУ), железнодорожные училища (ЖУ), школы фабрично-заводского обучения (ФЗО).
Наша школа ФЗУ связи реорганизуется в ремесленное училище № 11 с двухгодичным сроком обучения. Возросли и набор учащихся до 200 человек, и требования к обучению.
Вскоре училищу выделили еще здание по ул. Дзержинского, 42, в котором усилиями коллектива были созданы кабинеты физики, электротехники, телеграфа, телефонии. Стали изучать предметы не только специального, но и общеобразовательного цикла.
Ребята носили особую форму. «Красное знамя» 15 ноября 1940 года в статье «В главном управлении трудовых резервов» сообщает: «Для учащихся ремесленных училищ утверждена следующая форма одежды. Шинель черная двубортная из грубошерстного сукна. На воротнике шинели петлицы с кантами темно-синего цвета. На петлицах шинели прикреплены буквы РУ. Пуговицы шинели металлические с изображением перекрещивающихся молотка и гаечного ключа. Фуражка черная суконная с фибровым козырьком и ремешком, канты темно-синего цвета. Гимнастерка темно-синего цвета из хлопчатобумажной ткани, с металлическими пуговицами с таким же изображением. Брюки суконные черного цвета. Ремень поясной с белой металлической бляхой, на которой буквы РУ. Ботинки кожаные черные». Эта форма была предметом гордости учащихся долгие годы.
|
1941 год. Сороковые – роковые…
Обстановка в училище была военной: не хватало топлива, продовольствия. Была военная дисциплина: группы именовались взводами. На занятия, в столовую, в общежитие ходили строем. Форма ремесленника напоминала военную. Пропуски занятий, опоздания не допускались. Тяжело было еще не окрепшим, вечно голодным подросткам. В столовой давали 600 граммов хлеба на весь день. Но они учились старательно. Они готовились стать фронтовыми связистами.
В августе 1942 года в училище было 85 отличников, 17 стахановцев, 250 ударников, только 2 человека имели неудовлетворительные оценки. Выпустили много продукции для нужд фронта и народного хозяйства: сотни репродукторов собственной конструкции, телеграфных ключей.
Многие осваивали в училище по несколько профессий. Так, в газете «Красное знамя» за июнь 1943года написано: «Равняйтесь на учащегося из РУ №11 – Пензова Леонида. Он освоил пять специальностей: механика линейной связи, токаря, слесаря, фрезеровщика, столяра! И по всем получил 5-й разряд!»
14 апреля 1944 года газета, сообщая о собрании отличников РУ, писала: «Петр Шабанов – выпускник РУ № 11, помощник мастера производственного обучения – проявил себя как конструктор-изобретатель. Он много проработал над конструкцией радиощупа. Награжден значком «Отличник ТР» и Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, направлен на учебу в Московский техникум радиосвязи Главного управления трудовых резервов».
В 60-80-е годы Шабанов Петр Ильич был генеральным директором Центрального телевидения, генеральным директором всесоюзной фирмы «Мелодия», а затем заместителем министра культуры СССР. Но какие бы высокие посты ни занимал, о родном РУ помнил всегда. Об этом рассказано в его письмах, телеграммах в училище. Они хранятся в музее.
Год 1944-й. Новое здание
В феврале этого года РУ-11 стало РУ-6. в этом же году, в августе, училище переехало в здание по проспекту Коммунистическому, а ныне Ленина,181, где находится и по сей день. Новое здание было большим и надежным, но неприспособленным к проведению занятий. В нем всю войну работал экспериментальный завод по производству «Катюш», эвакуированный из Ленинграда.
Директор училища (с 1939 по 1945 год) ЮДИН АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ и весь коллектив изрядно потрудились. Штукатурили, белили, из цехов делали классы и наводили уют. Отапливалось помещение 67 печами. Дрова заготавливали сами. Оборудовали на первом этаже клуб, столовую, слесарную мастерскую, на третьем этаже – общежитие. Летом одни работали в подсобном хозяйстве в с.Барабинка, другие – на военном заводе (позже – завод измерительной аппаратуры). «Наша академия» - так ласково называли училище воспитанники 40-х. многие из них остались верны своей «академии», своей профессии всю свою жизнь.
С 1945 года директором был ШУСТЕР НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ – фронтовик, служивший в МВД, пришел в училище по рекомендации райкома КПСС. Его называли тогда «второй Макаренко» - за неустанный педагогический поиск.
|
1949 год
В училище пришел работать директором МОРОЗОВ КОНСТАНТИН МАКСИМОВИЧ. За 23 года работы ему удалось создать дружный и творческий коллектив, поднять на должный уровень учебно-методическую базу, производственные мастерские.
В 50-е годы был произведен ремонт здания: печное отопление заменили центральным, провели новую электропроводку. Учащиеся принимали активное участие в строительстве и ремонте не только училища, но и линий связи, радиофикации, первой в городе автоматической телефонной станции, в радиофикации сельской местности. В мастерских училища изготавливали электроутюги, электропаяльники, громкоговорители, простейшие радиоприемники.
В 1955 году ремесленное было реорганизовано в техническое училище №2, и стали принимать молодежь, имеющую полное среднее образование. Техническим училище было по 1962 год. В этот период повысилась общая культура обучения, освоена подготовка новых профессий: радиомеханика по ремонту телевизоров, почтово-телеграфных агентов.
Константин Максимович всегда во всем принимал участие, умел работать сам, учил других. Это был неравнодушный, неутомимый человек. С уважением относился ко всем, и ему платили люди тем же. Пять созывов был депутатом Ленинского райисполкома г. Томска. Справедливо, что ему – первому в нашей системе ПТО – было присвоено в 1971 году звание «Заслуженный учитель».
У директора Морозова К.М. 27 июля 1970 года принял училище МАКАРОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ, который проработал на этом посту до 1980 года. В этот период училище перешло на среднее образование. В 1975 году было дано заключение комиссии: «Здание к дальнейшей эксплуатации не подлежит». В управлении ПТО решили просто: закрыть, а подготовку ряда профессий передать в другие училища. Но благодаря серьезному отношению к училищу областного управления связи, твердому «Не позволю!» со стороны начальника связистов Троицкого Олега Анатольевича и оказанной финансовой поддержке на ремонт, через два года вновь начались занятия в отремонтированном здании.
Училище высокой культуры
В 60-е годы училище по всем показателям было лучшим в области. В городе его считали интеллигентным. Наверное потому, что уже к этому времени стало традицией стремление коллектива работать с огоньком, творчески. Ни в чем не отставать – это девиз и для работников и для учащихся в учебе и в жизни.
И не случайно, а закономерно в 1967 году училищу присвоено звание «Училище высокой культуры».
Заветная мечта директора Морозова К.М. и его единомышленников Барчинского В.А., Прибыткова Л.А., Балакина, Шальнова и других – сделать училище предприятием, чтоб для каждой профессии был действующий цех. Не мастерские для п/о, а производственный цех, где и учатся, и изготавливают продукцию. Составили план, утвердили его всем коллективом и в течении трех лет реализовали. В училище для радиомехаников было открыто радиотелевизионное ателье по ремонту телевизоров и радиоприемников. Ребята стали зарабатывать деньги и себе и училищу, приобрели хорошие практические навыки. Был оборудован радиоузел дистанционного управления на несколько тысяч радиоточек. Это был действующий цех для групп надсмотрщиков внутрирайонной связи и радиофикации. Сделали автоматическую телефонную станцию на 700 номеров – это цех для телефонистов.
Этим занимался весь коллектив на протяжении нескольких лет, не считаясь со временем, прихватывая выходные и часть отпуска. И это было счастливое время!
Каждый год проходили областные смотры художественной самодеятельности. К ним готовились как к празднику. Обязательно должен быть хор, и как можно больше ребят в нем должно быть. Это была трудная работа, но вполне выполнимая. Личным примером мастера п/о и педагоги собирали хор до 100 человек и более.
|